Версия сайта для слабовидящих

Для детей старше 12 лет

Национальный проект «Культура»

  • 8(48349)21295
  • pogarbibl@mail.ru
  • Ежедневно с 9:30 - 18:30; Пн - выходной, последний день месяца - санитарный

События

«Стезёю правды и добра…»

«Стезёю правды и добра…»

5 февраля 2021 года – юбилейная дата в русской литературе. 185 лет назад родился Николай Александрович Добролюбов. Скромный человек «неутомимый в занятиях», проживший всего 25 лет, смог стать талантливым поэтом, писателем и публицистом. Как отмечали друзья, Добролюбов не знал сомнений в правильности выбранного пути. Современников поражала в его личности «сосредоточенная, замкнутая сила». Для нас предпочтения и пристрастия Н.А. Добролюбова открываются в том числе через его критические статьи и заметки.Заголовки его статей «Когда же придет настоящий день?» и «Луч света в темном царстве» стали крылатыми выражениями.

...Главное достоинство писателя состоит в правде его изображений

Н.А.Добролюбов
«Личность Добролюбова должна играть одну из главных ролей в истории развития нашего общества, не только как первого вполне реального критика и публициста, не только как даровитого проповедника новых идей, наложившего печать своего живого слова на целую эпоху; в то же время личность эта замечательна, как человек, как тип, вполне цельный, определенный и могущий служить одним из самых ярких представителей новой среды, которая выступила на поприще умственного движения», – можно прочитать в издании «Очерки развития прогрессивных идей в нашем обществе», выпущенном в Санкт-Петербурге в 1872 году. Н.А. Добролюбов родился 5 февраля 1836 г. в Нижнем Новгороде в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848—1853 гг.). В 1857 г. окончил Главный педагогический институт в Петербурге. Ещё будучи студентом, организовал нелегальный кружок, выпускал рукописную газету «Слухи», возглавлял студенческие выступления против правительства. В 1856 г. познакомился с Н. Г. Чернышевским, затем с Н. А. Некрасовым и в следующем году начал постоянную работу в журнале «Современник»: писал публицистические статьи, фельетоны и стихотворные пародии.
 
Также сотрудничал в «Журнале для воспитания» (1857—1859 гг.). По убеждениям Добролюбов был социалистом-утопистом, по духу — просветителем. В 1858 г. он печатает статьи, где излагает свои литературно-эстетические, философские и исторические взгляды: «О степени участия народности в развитии русской литературы», «Первые годы царствования Петра Великого», «Русская цивилизация, сочинённая г. Жеребцовым». В 1859— 1860 гг. появились литературно-критические статьи «Что такое обломовщина?» (о романе И. А. Гончарова «Обломов»), «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве» (о пьесе А. Н. Островского «Гроза»), «Когда же придёт настоящий день?» (о романе И. С. Тургенева «Накануне»). В этих статьях Добролюбов использует выработанный им метод «реальной критики»: «…толковать о явлениях самой жизни на основании литературного произведения, не навязывая, впрочем, автору никаких заранее сочинённых идей и задач».
 
Чем знаменит. Особенность Добролюбова-критика в умении соединять эстетический анализ литературных образов с исследованием реальной жизни, которая эти образы породила. Добролюбов отстаивал принципы реализма и народности, выдвигал идею гражданственности литературы: общественное служение — высший критерий деятельности художника. Блистательный критик, для аргументации он использовал различные художественные приёмы: ироническое восхваление, язвительную пародию в стихах и прозе, фельетон и т. п. В мае 1860 г. Добролюбов выехал за границу для лечения туберкулёза. В июле следующего года Добролюбов вернулся на родину, не поправив здоровья, и очень скоро острый туберкулёзный процесс и напряжённая работа свели его в могилу. Умер 29 ноября 1861 г. в Петербурге.
 
О чем надо знать. - После разрыва с религией оформились философские взгляды Добролюбова. В центре его системы – человек, являющийся последней ступенью эволюции материального мира и гармонически связанный с природой. Под влиянием руссоизма «естественным состоянием» человеческой природы критик считал равенство людей; угнетение же является следствием ненормального устройства, которое должно быть уничтожено. - Добролюбов успел уделить внимание и педагогике, выступая с критикой существующей системы воспитания, убивающей в детях «внутреннего человека». При этом подлинную реформу образовательной системы он закономерно полагал невозможной без коренной перестройки всей общественной жизни в России. Он также критиковал как существующие учебники, которые либо лгут, либо сообщают множество мелких ненужных фактов, так и детские книги для чтения с их приторным морализированием и бедным языком.
 
3 факта о Николае Добролюбове. - Добролюбов писал свои многочисленные материалы по заранее заготовленному логическому конспекту в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки; - Критик не подписывался полным настоящим именем; самые известные его псевдонимы «-бов» и «Н. Лайбов»; - В семинарии Добролюбов вел реестр прочитанных книг, куда записывал и свои впечатления от прочитанного; за 1849–1853 годы он насчитывает несколько тысяч названий.

Контакты

МБУК ЦБС «Погарского района»

Адрес: 243550, Брянская область, пгт Погар, пл. Советская, 20

Email: pogarbibl@mail.ru

Тел.: 8(48349)21295

Яндекс.Метрика Мы в Одноклассниках Мы в ВКонтакте

Оцените условия предоставления услуг, используя QR-код!

Оцените условия предоставления услуг используя QR-код! 

Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры Брянской области

ПОИСК